Понедельник, 12.04.2021, 02:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт-портфолио учителя истории Кудашевой Веры Григорьевны 


Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 9
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Современные образовательные технологии

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

История - один из интереснейших предметов в школьной программе. В процессе изучения предмета учащиеся соприкасаются с историческими источниками, картами, предметами. Но белее эффективный процесс изучения этой дисциплины проходит в помещениях музея, где дети могут в реальности соприкоснуться с той старой эпохой, предметами и вещами исторического значения. Школьный музей занимает одно из важнейших мест в современном культурном и образовательном пространстве нашей страны. Это территория, где органично соединяются культура и образование. Школьный музей как культурное и образовательное пространство содержит в себе ценностный воспитательный и образовательный потенциал. Школьный музей, как никакой другой даёт возможность воспитания бережного отношения к истории и культуре нашей страны через пробуждение и воспитание любви к своей «малой Родине», региону, городу селу. Моя задача как учителя истории и руководителя музея во время проведения урока в музее осуществить подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность - основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

В мои задачи входит:

- расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,

- гармонизация развития творческой личности,

- сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

- создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев - суть новой образовательной парадигмы XXI века.(1)

В феврале 1980 года в школе была создана комната Боевой Славы. В июне 1984 года по итогам Всесоюзного смотра музеев средняя школа №11 была награждена Почетным Вымпелом и Дипломом Советского комитета ветеранов войны, подписанным знаменитым летчиком Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым. На основании результатов огромной поисковой, краеведческой работы учащихся и педагогов школы в 2003 году комнате Боевой Славы был присвоен статус музея.

Проанализировав работы М.Ю. Юхневича , Е.Б. Медведеву, А.В.Бакушинского можно сказать, что большинство исследований сходятся в том, что музейная педагогика – это новая интегративная область, которая включает в себя научно – методическую дисциплину и практическую деятельность, объединяющую усилия музейного работника и музейного педагога. Музейная педагогика имеет междисциплинарный характер, она тесно связан с историей, психологией, краеведением, музееведением и искусствоведением. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: "Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями"(2)

Задачи музейной педагогики:

- Воспитание в ребенке чувства любви к школе и совей Родине;

- Воспитание моральных качеств у ребенка, чтобы он имел чувства любви, заботы, уважения к окружающим его людям и предметам и умел их применять;

- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

- Развитие творческого потенциала в ребенке;

- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

- Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

В настоящее время в музее ведется активная работа в поисково – исследовательской деятельности, проводятся конференции, классные часы, семинары, открытые уроки истории.

Выводы

1.Под образовательной деятельностью музея понимается педагогически организованный процесс интерпретации и трансляции историко-культурного потенциала его собрания, направленный на формирование личности через вхождение в культуру и постижение ее смыслов и ценностей.

2. Музей, является фундаментом и фактором развития музейной педагогики.Он приобретает статус важного составляющего в решении социокультурных проблем и оптимизации образования.

3. В образовательной деятельности музея выделяют следующие направления, тесно связанные с музейной педагогикой: поисково - собирательское, экспозиционное, экскурсионное, культурно – массовое.

4. Методы музейно-педагогической работы являются неотъемлемой составляющей музейной педагогики как учебной дисциплины. В качестве базовых форм названы следующие: исследовательская, оформительская, социальная, деятельностная, эврическая, музейно – педагогическая программа.

5. Музейно – педагогическая программа позволяет обогатить новым содержанием такие традиционные формы как лекции, экскурсии, выставки, семинары, включать в образовательный процесс современные информационно – компьютерные технологии.

6.Одной из перспективных форм музейно-педагогической деятельности является музейный урок или экскурсия. Экскурсия - самая основная и одна из эффективных форм музейно-педагогической деятельности, а музейный урок - это важный аспект применения музейной педагогики на практике эффективным подбором методов и приемов проведения предметных занятий.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

«История Отечества», как никакой другой предмет, содержит большой потенциал в плане патриотического и гражданского воспитания школьников. В его учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому использование краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.

При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о героях России и мужестве солдат- земляках. Изучение героических страниц военной истории России – это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Да и Стандарт ставит на первое место – патриотизм. Отсюда и актуальность моей темы.

В своей работе использую различные виды деятельности: музейную педагогику в сочетании с проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Патриотическое воспитание учащихся реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы. А МБОУ СОШ 11 богата своим опытом по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание учащихся всегда было стержнем всей деятельности педагогического коллектива средней школы № 11. И в феврале 1973 года в школе была объявлена общешкольная операция «Памятник» Школьники участвовали в сборе металлолома и макулатуры, сосновых шишек и лекарственных трав, летом работали в теплицах на посадке лесонасаждений. Все заработанные деньги перечислялись на особый счет и предназначались для создания памятника З. Космодемьянской. Родительский комитет возглавил работу по перепланировке территории школы и стадиона, шефы готовили площадку вокруг будущего памятника.

30 августа 1975 года в торжественной обстановке с участием представителей городской власти, администрации БЭМЗа, жителей микрорайона, памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской был открыт.

В феврале 1980 года в школе была создана комната Боевой Славы. В июне 1984 года по итогам Всесоюзного смотра музеев средняя школа №11 была награждена Почетным Вымпелом и Дипломом Советского комитета ветеранов войны, подписанным знаменитым летчиком Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым. На основании результатов огромной поисковой, краеведческой работы учащихся и педагогов школы в 2003 году комнате Боевой Славы был присвоен статус музея.

Традиции воспитания гражданственности и патриотизма, заложенные с основания школы, продолжаются и в настоящее время. В 2006г в МБОУ СОШ №11, в одном из первых ОУ г. Бердска был создан военно-патриотический клуб «Русичи» ; открыты три мемориальные доски выпускникам школы, погибшим при выполнении воинского долга в Афганистане и Чечне.

С 2007г успешно осуществляется обучение классов в военного и оборонно-спортивного профиля на третьей ступени обучения в сотрудничестве с Пограничным управлением ФСБ России по Новосибирской области.

Февраль 2017 в Бердске стартовал месячник по воспитанию гражданственности и патриотизма, а в школе № 11 он начался со знакового события – открытия памятного пограничного столба. В этом году школа также отмечает 10-летие создания пограничного класса.

11 школа признана одной из лучшей в области по патриотическому воспитанию молодежи. Много лет здесь действует музей Боевой Славы, где бережно хранят страницы истории. Памятный уголок с мемориальными досками выпускникам, погибшим в локальных войнах. Памятник герою Великой Отечественной Войны Зое Космодемьянской. Военно-патриотический клуб «Русичи». Углубленное изучение истории, уроки мужества. Перечислять можно долго. Одно из достижений – это и классы пограничной направленности. Активная физическая подготовка, особое внимание истории, обществознанию. Помимо всего – ценная практика на границе.

Где я веду историю и обществознание. И мои дети являются экскурсоводами в музее.

В школе ведется большая методическая работа по духовно-нравственному воспитанию школьников. Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через деятельность военно-патриотического клуба «Русичи» и обучение в классах оборонно-спортивного профиля», а также музея школы.

Я 3 года руковожу деятельностью музея, совместно с кружком «Юные музееведы» , участники которого учащиеся с 5-11 классы. Под моим руководством активисты музея собирают материалы, делают фотографии, оформляют выставки и стенды, «раскладушки», альбомы, берут интервью и участвуют во встречах с людьми. В музее проводятся музейные уроки, уроки мужества и посещение его на классных часах. Музей имеет достаточно материала о воинах-земляках который и используется на экскурсиях в музее и уроках . Проводятся экскурсии, лекции, викторины, конкурсы рисунков и стихов о войне. Проводятся тематические мероприятия. Обучающиеся школы оказывают помощь пожилым ветеранам и ухаживают за памятником воинов- земляков.

За год 2016-17 работы музея были проведены 60 экскурсии, которые посетили учащиеся нашей школы с 1-11 класс, 45 детей из детского сада , учащиеся школы гимназии из Новосибирска(35 человек), представители администрации города Бердска и Бердского музея, ветераны г. Бердска.

По материалам музея учащиеся школы пишут сочинения и рассказы, которые посылают на районные и городские конкурсы, где неоднократно занимали призовые места . В 2016 в областной конкурсе «Страна , победившая фашизм» принимали участие и победили 3 работы учащихся школы №11, были награждены грамотами и ценными призами от «Всероссийского женского союза – Надежда России.

8 работ получили дипломы за проект «Экскурсия по Бердску» с выступлением в БИХМ.

Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул.

В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки он осознанно впитывает в себя все лучшее, что связано с нашей историей.

Весь комплекс школьных дисциплин дает ребенку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен.

Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который дает возможность ребенку шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И это – история.

Каждый урок истории России – это урок патриотизма, урок любви к своей Родине. История – это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота и Гражданина.

За 2017-18 учебный год экскурсоводы музея провели 70 экскурсий. Проведены классные часы посвящённые героям и военноначальникам ВОв.

За 2018-19 учебный год экскурсоводы музея провели 138 экскурсий, где

кроме учащихся школы 11 с 1 по 11 класс было 4 детских сада, городское мероприятие музейно- литературное «Журавли» ( посвященное 30-ти летию вывода войск из Афганистана на памяти Сизикова Андреея , учащегося школы и погибшего в Афганистане. Мероприятие посвященное РДШ (Российское движение школьников).Выступление в БХИМ музее «Чужих героев не бывает» 30.05.19.

Кружок «Юный экскурсовод » существует в школе 3й год. В нём принимает участие около 15 учеников разного возраста с5 по 11 класс. Через кружок учащиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории нашей Родины и г.Бердска , приобрести навыки музейного дела. Основное направление работы нашего кружка: гражданско-патриотическое воспитание на базе школьного музея, «Комнаты боевой славы» . Основная идея деятельности нашего кружка состоит в том, чтобы рассказать учащимся об истории наших людей во время ВОВ, о мужестве и массовом героизме советского народа и жителей города Бердска в годы ВОВ, а также о героях локальных войн и учащихся нашей школы в них .

Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении школьника к существующим нормам и ценностям огромная.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

В школе ведется большая методическая работа по духовно-нравственному воспитанию школьников. Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через деятельность военно-патриотического клуба «Русичи» и обучение в классах оборонно-спортивного профиля», а также музея школы.

Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, города, своей семьи идет осознание ребенком себя частью страны, способностью повлиять на ее развитие. Чтобы подобную работу ученики смогли, а самое главное, желали выполнять, я должна быть готовой всегда находиться с ними рядом, развивать в них творчество, создать познавательный стимул.

 

1. Юхневич Н.Ф. Музей. «Я поведу тебя в музей»: учебное пособие по музейной педагогике. М.,2001. 223 с.

2. Российская музейная энциклопедия. М., 2005. 413 с.

3. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Культурно образовательная деятельность музеев. М., 1997.

Результаты  подробнее

 

 

Современные образовательные технологии на уроке истории и обществознания.

    Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Технология -это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология это такое построение деятельности учителя,

в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Образовательная технология:

легко вписывается в учебный процесс, т.к. позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности. Подробнее

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД – самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления. Подробнее

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930